Термин «Малое Черноморское кольцо» я ввёл для себя сам и конечно же применителен он только к Краснодарскому краю. Это путь через Горячий Ключ к Джубге, затем к Архипо-Осиповке, через Пшаду, Михайловский перевал мимо Геленджика, Новороссийска в Анапу и назад в Краснодар одним из двух вариантов, либо через Крымск, Абинск и т. д., либо через Славянск-на-Кубани. По желанию в рамках маршрута возможен заезд в несметную кучу интересных мест.
Новогодняя поездка по этому маршруту планировалась давно и планировалась на третье января. Очень хотелось посмотреть на зимнее море, а ещё больше хотелось мне снова проехать за рулём по горным серпантинам. Впервые удалось это сделать на «Жигулях» коллеги в 2013-м году, когда мы после командировки в Юровку решили покататься и мне, только получившему права доверили руль. А теперь у меня была своя машина.
Основной целью мы выбрали Джанхот. Уж больно приглянулись мне сосны и виды на горе Святой Нины, с которыми я познакомился в феврале прошлого года.
Вот только первого числа глянули мы на прогноз погоды и ахнули: все праздничные дни стояли замощёнными дождливыми иконками... Решили резко изменить планы и рвать второго числа!
Выехали около восьми часов утра, по свободным послепраздничным дорогам выскочили из Краснодара и в мгновение долетели до Горячего Ключа, который встретил нас припорошенными снегом обочинами и седыми от инея горными вершинами.
Но если до перевала было пасмурно и прохладно, то стоило нам перемахнуть на морскую сторону, как солнце залило трассу и начало приятно припекать через стёкла.
Незаметно для себя проскочили Архипо-Осиповку, Пшаду. Несколько быстрых остановок ради фото окрестных гор делали, но буквально на пару минут. В основном ехали, ехали, ехали и к полудню приехали в Джанхот.
Фото 1. Проезжаем Горячий Ключ: пасмурно, снег на обочинах, снег в горах.
Фото 2. Горячий Ключ остался позади, хорошо видно как иней посеребрил кроны деревьев.
Фото 3. В районе перевала погода резко поменялась. Небольшие клочки снега выжили лишь в самых тёмных канавах, облака растворились, солнце начало припекать.
Фото 4. Остановились в селе Михайловский перевал. Жека пошёл сфотографировал гору Тхача-Гочук (761 м).
Фото 5. А это полные ран от карьеров склоны горы Нексис. Люблю этот вид на гору со стороны Возрождения.
Сперва сделали небольшую остановку у магазина, что расположился на повороте к Лесному «проспекту». Не удержался написать это слово в кавычках, хотя это и правда «проспект» на карте.
Там мы встретили здание высочайшей степени уродства и безвкусицы, выполненное в виде парусника. А также встретили милого одноглазого пса, который несмотря на свой грозный и не очень дружелюбный вид, оказался довольно приветливым парнем.
Фото 6. Уродливый дом-парусник.
Фото 7. Пёс. Грозный внешне, но добрый внутри.
Пополнив запасы в магазинчике, поехали к набережной. Там оставили машину, взяли рюкзаки и пошли от набережной хутора налево, по берегу. Буквально через три – четыре сотни метров обрыв по левую руку чуть снизился и показалась неприметная тропинка, на которую мы свернули, а она повела нас в гору.
Первое куда привела нас тропа — буквально через пару шагов — это несколько замусоренных стоянок со следами костровищ. Даже не представляю насколько там грязно летом... В прошлый раз я ещё фантазировал о том как здорово было бы там потусить, если бы не мусор. Не, в этот раз мечтаний не осталось — на свалке нечего делать.
Но тропа на этом не заканчивалась, она повела нас дальше вверх по склону. Подъём был недолог, но очень крут! Пару раз запыхаться успели. Но 10–15 минут физкультуры и вот мы наверху. Дальше тропинка бежит через сосновый лес. Всё так же продолжает набор высоты, но уже плавно, идти по ней стало намного легче. Примерно за пару минут до конца крутого подъёма начались мои любимые виды на Джанхотскую рощу пицундской сосны, море, скалу Парус. И главное, что там уже было чисто — свиньи, обычно, крайне ленивые животные и далеко своё пивное пузо не носят.
Не помню сколько точно, но полчаса минимум мы проторчали на горе Святой Нины, любуясь пейзажами. Красота там, конечно, неописуемая — сказочное место. Да что рассказывать? Заряжу-ка я батарею фотографий. Так будет лучше.
Фото 8. Первые виды с подъёма на гору Святой Нины, в сторону центрального пляжа Джанхота.
Фото 9. Взгляд назад с крутого участка подъёма в гору.
Фото 10. Классический вид на рощу пицундской сосны и скалу Парус.
Фото 11. Взгляд вниз, к морю.
Фото 12. Ещё один вариант вида на Парус.
Фото 13–15. Набор сюжетов на горе.
Фото 16. Третий раз показываю тот же вид! Теперь на широкий угол. Ну крутой же!
Фото 17. И ещё один кадр со спуска.
Фото 18–19. Пара видов у набережной Джанхота.
В общем, полюбовались мы пейзажами, перекусили и пошли назад к машине. Первоначальный план был такой, что из Джанхота прямой дорогой (через Новороссийск) вернуться в Краснодар. Но тут в разговоре прозвучало слово «Утриш» и оказалось, что ни Жека, ни Артём, с которыми я ездил, не были на Утрише, даже на Большом.
Значит, едем на Утриш!
Фото 20–21. Хребет Маркотх и трасса в районе Геленджика. Сделали короткую остановку, ради пары фотографий.
Уже на подъезде к Новороссийску решили что крюк в Абрау-Дюрсо будет совсем не большим, а вино там продают вкусное. Поэтому заскочили еще и в Абрау. Вкус вина проверяли мои спутники, а водителю оставалось только облизываться.
Но вот незадача, как-то так получилось, что в Абрау-Дюрсо никто из нас не сделал ни единой фотографии! Так что следующие пара кадров будут уже с дороги в районе Гай-Кодзора, на подъезде к Большому Утришу.
Фото 22–23. Просто пара видов с трассы.
А солнце всё ближе и ближе клонилось к горизонту, а нам очень не хотелось приехать на Утриш в сумерках. И мы успели! Успели к самому закату. Когда мы бросали машину на парковке-пятачке на Утрише и бежали к морю, обрывистые берега у Сукко уже окрасились в сочные розовые оттенки. Закат был хорош! Достойное завершение прекрасного дня.
Фото 29. Обрывистые берега возле Сукко в вечернем свете.
Фото 25. Солнце катится за горизонт.
Фото 27. Берег Большого Утриша.
Фото 28. Веточка и солнце.
Посидели мы немного у обрыва, полюбовались закатом. Потом солнце закатилось за горизонт, а мы покатились обратно в Краснодар.
Всего за этот день проехали 560 километров.