В старом родительском доме, у старого сарая, упало после сильного ветра очень старое дерево. Надо было поехать помочь.
Фото 1. Упавшее дерево.
Помогли. Попилили, растащили, вытащили. Может быть я и хотел бы рассказать, да показать что-то ещё, но у меня вообще фото не осталось, а у брата только фотка выше. Так что на этом часть про пребывание в Ахтарях заканчивается не начавшись.
Обратно поехали на следующий день, в понедельник, сразу после обеда. Так как я приехал на своей машине, то сразу начал думать: а куда бы можно было заскочить на обратном пути? Вспомнил про попавшуюся на днях на глаза заметку про Челбасский лес. А что, хорошая идея!
Челбасский лес расположился сразу за станицей Челбасской, на границе Каневского и Павловского районов. Дорога из Приморско-Ахтарска туда пролегала через Бриньковскую, Привольную, Каневскую.
В первой сделали небольшую остановку, осмотреть парк авиатехники, водружённой на постаменты: Ил-14, Миг-21, БИ-1... Ой, а что это за «БИ-1»? А это первый советский реактивный самолёт с жидкостным ракетным двигателем — да, по сути ракета с крыльями, опытная машина, созданная в начале Великой Отечественной войны. Тестировал её лётчик-испытатель Григорий Бахчиванджи и, к сожалению, седьмой полёт ракетоплана стал для него последним. Родился Григорий как раз в Бриньковской и здесь ему, как самому известному уроженцу станицы максимум почёта и уважения.
Фото 2. Памятник Григорию Бахчиванджи в станице Бриньковской и макет самолёта БИ-1, который он испытывал, и на котором разбился.
Фото 3. ИЛ-14, установленный во дворе школы неподалёку.
Осмотрев в Бриньковской памятники и сквер вокруг них, двинули дальше и больше до самого леса остановок не делали.
Вообще, надо сказать, что север Краснодарского края весьма однообразен: десять, двадцать, пятьдесят вёрст дороги вьются среди бескрайних полей, отделённых друг от друга тонкими лесополосами. Временами врезаются в разного размера хутора, да станицы, похожие друг на друга как две капли воды и потом снова тонут среди полей.
Тем интереснее посреди этих равнин встретить стену леса, которая довольно неожиданно встаёт на пути, как только остаётся за спиной станица Челбасская (если ехать на восток).
Фото 4. Впереди Челбасский лес.
Конечно же, сам по себе такой аккуратный прямоугольный (3 × 4,5 км) лес не рос. Его заложил в 1895-м году лесовод Степанов. В те годы пытались решить проблему пыльных бурь, что бушевали в кубанских степях почти каждое лето. Для этого активно занимались экспериментами с искусственными лесонасаждениями. Челбасский эксперимент удался, лес прижился.
Потом, и до, и после революции лесом активно занимались: создали школу лесных кондукторов, питомник. Но на сегодняшний день (вот прям на сегодня не знаю, но по состоянию на 2014-й год точно) всё это хозяйство находилось в полном запустении. Посёлок Весёлый — центр лесничества, практически заброшен, лес как экспериментальная база больше никому не нужен, востребован он только у любителей пикников из окрестных станиц, многие из которых оставляют после себя горы мусора, которые иногда убирают активисты... В XXI-веке деревья чаще рубят, чем сажают.
Фото 5. Табличка на въезде в Челбасский лес.
Три километра тянется участок трассы внутри леса. Примерно на половине этого пути, мы свернули вправо, в сторону посёлка Весёлого и того, что осталось от Челбасского лесничества. Пара поворотов и дорога вывела на обширную поляну.
Фото 6. Поляна в Челбасском лесу.
Тут бы погулять, да расслабиться, но мой новый автомобиль решил взбрыкнуть — у «Оки» из под капота повалил белый «дым».
Ох, как я перепугался. Огнетушитель-то, балбес, ещё не купил. Что делать?! Увидел машину в полусотне метров, пошёл, спросил воды. Её не оказалось, а «дым» валит. Что делать?! Из жидкости нашёлся только компот, его я и плеснул куда-то в недра, источавшие белёсую дымку...
Вот как я в тот момент перепугался, так после я смеялся сам над собой. Потом разобрался, что «дымом» был пар от капавшей на раскалённую выхлопную трубу охлаждающей жидкости. Никакой угрозы это не несло, но выглядело эпично. А меня, в тот момент полного нуля в устройстве автомобиля, это впечатлило сильно.
Ну, конечно, как с машиной разобрался немного прогулялись по окрестностям, но уже вечерело и это было так, больше для галочки: сделать пару кадров и ехать дальше.
Фото 7. В Челбасском лесу.
Фото 8. Где-то на подъезде к трассе М4.
А дальше мы просто без остановок ехали в Краснодар. Так что на этом позвольте завершить свой короткий рассказ.